Центр 1. Вариант "Социально-гуманитарные науки". Основная волна. Реконструкция НезЛО

Здесь обсуждаются экзамены и контрольные работы. Например, "ЕГЭ 2023. Досрочная волна".
Anton Chubukov
Site Admin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 03 фев 2023, 14:07
Откуда: Москва
Has thanked: 11 times
Been thanked: 2 times

Центр 1. Вариант "Социально-гуманитарные науки". Основная волна. Реконструкция НезЛО

Сообщение Anton Chubukov »

17. (приблизительные границы фрагмента текста)
В самом общем виде социальный контроль можно определить как способ регулирования общественных отношений, направленный на устранение элементов дезорганизации и тем самым — на сохранение качественной определенности социальной системы. В процессе осуществления социального контроля происходит преодоление тех или иных дисфункций, отклонений от социальных норм. <…>
На поверхности общественной жизни социальный контроль проявляется прежде всего как применение определенных санкций — действий, посредством которых отклоняющееся поведение индивидов или групп подчиняется требованиям социальной общности. Осуществлять эту функцию в зависимости от ситуации могут либо сами члены той или иной общности (неформальный контроль), либо специально выделенные для этого лица, наделенные соответствующими полномочиями (формальный контроль).
Понятие «социального контроля» в сознании многих людей ассоциируется с деятельностью органов государственного принуждения (прежде всего, правоохранительных учреждений). Однако это общественное явление имеет значительно более широкую сферу действия, гораздо более сложную организационную и социально-психологическую структуру. Его целевая направленность зависит от исторически обусловленных экономических, политических, социокультурных характеристик конкретной социальной системы. Каждое общество, вырабатывает свою собственную, специфическую систему мер, способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, выражения признаний, отличий, наград, благодаря которым поведение социальных групп, ассоциаций и индивидов приводится в соответствие с принятыми образцами деятельности.
Функционирование социального контроля проявляется в осуществлении корректирующих воздействий, социальных санкций, обеспечивающих упорядоченность, динамическое равновесие социальной системы в процессе ее развития.
Осуществляются эти санкции действующей системой социальных институтов (организаций), составляющих второй основной элемент (организационную подсистему) системы социального контроля. Следующим важным элементом данной системы выступают неинституциализированные механизмы социального контроля (общественное мнение, традиции, обычаи и т.д.), которые носят социально-психологический характер. Как и другие системные образования, эта система представляет собой упорядоченную определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
(Д. Г. Дыльнов)
======
17. Какие виды социального контроля упомянуты в тексте? От чего, по мнению автора, зависит целевая направленность социального контроля? В чем проявляется функционирование социального контроля? (Ответ на все три вопроса дается только на основе положений текста.)

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков деятельности как формы активности человека;
– объясните влияние одного из указанных в тексте механизмов социального контроля (общественное мнение, обычаи – текст) на поведение индивида. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях)

19. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте примером изменение каждого из них с течением времени. (В каждом случае сначала назовите вид социальных норм, затем приведите пример их изменения. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

20. Приведите три аргумента, подтверждающие негативное воздействие избыточного социального контроля на человека и общество. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

21. СПРОС УПАЛ
На графике изображено изменение ситуации на рынке детского питания в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р – цена товара; Q – количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях государство уменьшит налоги, которые уплачивают производители детского питания?

22. В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура.
Основой экономики являются государственная собственность, государство осуществляет централизованное распределение ресурсов, ценообразование директивно.
В государстве Z преобладают семьи нуклеарного типа. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Субъекты, входящие в состав государства, не обладают определенной политической самостоятельностью.
К какому типу относится общество государства Z? К какому виду относится экономическая система в стране Z? Что такое нуклеарная семья? Какова форма государственного (территориального) устройства в стране Z?

23. Конституция Российской Федерации поддерживает стремление человека и закрепляет условия для свободного получения образования. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три объяснения этой характеристики.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-гуманитарные науки». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

25. 1) Обоснуйте необходимость повышения значимости социально-гуманитарных наук в системе школьного образования РФ (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Назовите трёх любых отечественных учёных, известных своими достижениями в области гуманитарных наук, и науки, в которых они прославились (Сначала назовите учёного, а затем – соответствующую ему науку).
3) Для каждого из учёных, названных в пункте 2, приведите пример, который иллюстрирует их вклад в науку. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
gkoroleva
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 июн 2023, 22:34

Центр 1. Вариант "Социально-гуманитарные науки". Основная волна. Реконструкция НезЛО

Сообщение gkoroleva »

20. три предположения о возможных негативных для человека и общества последствиях избыточного социального контроля
Ответить